Парк Монрепо-моё отдохновение

Парк Монрепо-моё отдохновение

Парк Монрепо является не только одним из красивейших пейзажных парков на территории России, но и одним из мировых шедевров садово-паркового искусства.Парк находится у самой границы с Финляндией,в окрестностях древнего города Выборг,на Карельском перешейке.Монрепо расположен к северу от исторического центра Выборга, в северо-западной части острова Твердыш, на побережье бухты Защитная (часть Выборгского залива).Гигантские валуны, скалистые берега, поросшие соснами и елями. Вода входит в общую композицию парка, соединяет материк со шхерами — грядой скалистых островов.

Огромная подводная ступень,
   Ведущая в Нептуновы владения.
           Здесь стынет Скандинавия как тень,
         Вся в ослепительном одном виденьи.

А. Ахматова 1964г.

В шведский период на острове Твердыш (раньше он назывался Замковым островом — Слотсхолмен (Slottsholmen)), находились выпасы и огороды, относящиеся к сельскохозяйственной усадьбе Лилль Ладугорд (в переводе со шведского — Малый скотный двор (Lill Ladugård)). Это была часть угодий Выборгского замка, и хутора на этих землях сдавались казной в аренду.
После того как в 1710 году во время Северной войны Петр I захватил шведскую крепость Выборг и включил ее в состав Российской империи, часть острова начала застраиваться Анненскими укреплениями (Санкт-Аннен-Крон). Упомянутая усадьба к тому времени пришла в запустение и была пожалована вместе с другими землями инженеру де Кулону, разработавшему проект этих укреплений. Наконец, в 1760 году эти земли были отданы в потомственное пользование (с условием сохранения их за казной и выплаты податей) обер-коменданту Выборгской крепости Петру Алексеевичу Ступишину (1718-1782). Именно при нем начались работы по благоустройству территории и созданию жилой усадьбы. Ступишин разбил здесь парк Шарлотенталь (встречается также написание Шарлоттендалль), названный в честь его первой жены, дочери выборгского купца Шарлотты.
После смерти Ступишина его наследники решили продать имение, и новым владельцем усадьбы стал Фридрих Вильгельм Карл Вюртембергский (1754-1816), брат Великой княгини Марии Фёдоровны, жены будущего императора Павла I.

Свою загородную резиденцию Лилль Ладугорд герцог Вюртембергский называет Монрепо (франц. Mon Repos — «мой покой», «моё отдохновение», «место моего уединения»), строит там новый дом и расширяет парк в сторону побережья. Парк герцога Вюртембергского планировался как пейзажный, с извилистыми дорожками, дающими частую смену впечатлений, с подъёмами на обзорные площадки на вершинах прибрежных скал. В конце 1786 г., после конфликта с Екатериной II, герцог Вюртембергский вынужден был покинуть Россию.

Эпоха расцвета парка связана с семейством Николаи, для которых Монрепо стал любимым родовым имением. Всё началось с того, что в 1788 году усадьбу приобрел секретарь Великой княгини Марии Фёдоровны, Людвиг Генрих фон Николаи. В 1801 году он получил парк в потомственное владение от императора Александра I. Благодаря заботе Людвига Генриха фон Николаи и его сына Пауля парк Монрепо приобрел законченный поэтичный облик и стал знаменитым во всей Европе.

бароны Николаи

Людвиг Генрих фон Николаи (Ludwig Heinrich von Nicolay/Nicolai) (1737-1820), которого после перехода в православие величали Андреем Львовичем, был уроженцем Страсбурга и происходил из немецкой аристократической семьи. Это был классически образованный человек, поэт и писатель, педагог и путешественник, общавшийся с выдающимися мыслителями эпохи Просвещения. Как истинный эльзасец, он «отличался сердечным благородством, соединяя в себе немецкую основательность с французской живостью и веселонравием».

В 1769 году по приглашению графа Н.И. Панина Николаи приезжает в Петербург и становится учителем логики Великого князя Павла Петровича (будущего императора Павла I). Затем Николаи работает личным секретарем Марии Фёдоровны, входит в состав кабинета Павла I в звании государственного секретаря, а в 1798-1803 гг. занимает пост президента Петербургской академии наук.

Наконец, после ухода в отставку эльзасский долгожитель, получивший к тому времени баронский титул, всецело предался обустройству любимого выборгского поместья и воспеванию его в стихах (в 1804 году им была создана поэма «Имение Монрепо в Финляндии», где излагается романтическая концепция парка).

Взглядом знатока
Познать намеренья природы в каждом месте,
Угадывать и быть в согласье с ней,
Как слабой, так и удрученной,
Усилить впечатленье, коль молчит,
Сокровищами ощущений и искусства.
Ее пробелы заполнять
И изменять, подобно ей, картины
То плавным переходом, то смешеньем,
С умом выстраивая в ряд —
Вот в этом мастерство садовника-поэта.

При создании парка, работая «над сырым материалом красоты» Николаи соединил в себе поэта и садовника, философа и художника, мыслителя и историка. Прежде всего, он старался угадывать «намерения природы», услышать и донести другим послание Земли, заключённое в ландшафте. Прислушиваясь к голосу природы, Николаи хотел воссоздать Гармонию из Хаоса. Поэт-романтик воплотил свою давнюю мечту о «маленьком домике с небольшой прислугой, посреди луга, леса и грациозных ручьев», создав в своем имении удивительный пейзажный парк. Разглядев в дикой природе Монрепо черты английского нерегулярного парка, барон Николаи стремился сохранить неповторимую красоту этих мест, но при этом сделать ее еще более живописной. По замыслу Николаи, парк должен был предназначаться скорее не для прогулок и увеселений, а служить в целях просвещения. Людвиг Генрих понимал, что неграмотным крестьянам недоступны книги, и надеялся, что с помощью прогулок по парку Монрепо, куда мог бесплатно попасть любой желающий, люди будут облагораживать душу. Сам барон тоже нашел в парке желанный покой и умиротворение: Монрепо стал для него местом «истинного рая», «обителью», которая располагает к беседе с самим собой в тишине на лоне природы.

Наиболее яркие воспоминания о Монрепо того времени оставила Анна Петровна Керн, посетившая Выборг в конце июня 1829 года вместе с М. И. Глинкой, литератором О. М. Сомовым, А.А. Дельвигом и его женой. О парке А. П. Керн отзывается так: «Много вкуса и любви к делу было в человеке, умевшем так прекрасно украсить этот уголок, не изуродовав природы, как это часто делается. Он, так сказать, только приголубил, приласкал ее и тем помог ей выказать еще рельефнее все свои красоты».

В эпоху Людвига Генриха фон Николаи был перестроен Главный усадебный дом (1798-1804) и построен Библиотечный флигель (1800-1804). В доме появились нарядные парадные помещения и уютные комнаты. Скальный ландшафтный парк был расширен до современных размеров, украсился аллеями, набережными, павильонами, гротами, скульптурами и ажурными мостиками.

Людвиг Генрих фон Николаи передал имение Монрепо своему единственному сыну, Паулю фон Николаи (1777-1866). Пауль был российским дипломатом, принимал участие в установлении новых границ России со Швецией по Фридрихсгамскому договору. После отставки он с 1847 года и до самой смерти жил в Монрепо и был похоронен здесь же, на острове Людвигштайн.

Пауль Николаи продолжил воплощать замыслы отца и развивать романтическую тему. Именно ему мы обязаны появлением в парке таких примечательных объектов, как обелиск на Левкадской скале, павильон источника «Нарцисс», Главные парковые ворота, скульптура Вяйнямёйнена, храм Нептуна, «Хижина отшельника» и Колонна двух императоров.Кроме того, в память об отце Пауль Николаи воздвиг неоготическую капеллу Людвигсбург. Парковый ансамбль обрел завершенность. Слава о романтической усадьбе Монрепо была настолько широка, что в 1863 году его даже посетил император Александр II.

Последующие владельцы рода Николаи не вносили в парк значительных изменений. При последнем мужском представителе рода — бароне Пауль Эрнст Георг фон Николаи (Павле Николаевиче) (1860-1919) — вход в парк осуществлялся по личным пропускам, а плата за посещение шла в пользу бедных горожан. Пауль Николаи был выдающимся проповедником, лидером студенческого христианского движения, благотворителем. Во время финской гражданской войны 1918 года ему удалось спасти поместье от разорения и вандализма.

После смерти не оставившего наследника Пауля Эрнста Георга имение переходит его сёстрам, младшая из которых, София фон Николаи (1862-1943) выходит замуж за графа Константина фон дер Палена (1861-1923). Николаи и Палены жили в Монрепо до Второй Мировой войны, по результатам которой город Выборг отошёл к СССР.

В послевоенное время усадьбу Монрепо приспособили сначала под базу отдыха для военнослужащих, а затем отдали датскому саду. Часть ценностей усадебного комплекса была вывезена в Эрмитаж. В Библиотечном флигеле размещался многоквартирный жилой дом. В 1950-х годах Монрепо стал парком культуры и отдыха, а в 1966 году получил статус ЦПКиО им. М.И. Калинина, после чего здесь стали проводиться чуть ли не все массовые концерты, народные гуляния и спортивные соревнования в городе. К началу 1960-х гг. парковые павильоны, скульптуры и памятники были утрачены. Когда в Монрепо приехал племянник Пауля Георга Николаи, граф Николас фон дер Пален, он был потрясен состоянием своего бывшего имения и особенно — осквернением фамильного кладбища на острове Людвигштайн.

Лишь в 1988 году, благодаря вмешательству Дмитрия Лихачева и других общественных деятелей, парк Монрепо получил статус музея и свое нынешнее название — Государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник «Парк Монрепо». К тому времени практически все парковые павильоны были разрушены, здания усадьбы прогнили. Были начаты реставрационные работы.

На сегодняшний день в Монрепо удалось восстановить Китайские мостики, скульптуру Вяйнямёйнена, Чайную беседку, Главные парковые ворота, храм Нептуна (последний, однако, полностью сгорел в 2011 году). Парк практически никак не ремонтировали после того, как финская общественная организация Pro Monrepos разочаровалась в его реставрации и отказалась от сотрудничества в 2011 году.Главный усадебный дом частично закрыт, Библиотечный флигель находится в аварийном состоянии, фамильное кладбище на острове Людвигштайн разрушено.

В 2010 году единственный в России пейзажный скальный парк Монрепо отметил свое 250-летие.В усадьбе проводятся музыкальные фестивали и экскурсии.

Государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник «Парк Монрепо» — участник проекта «Сохранение и использование культурного наследия в России». В марте 2012 года состоялось подписание соглашения между Минкультуры России и Ленинградской областью о порядке выделения финансовых средств. Общий объем финансирования составляет 728,8 млн. рублей, из которых более 660,1 млн. рублей — средства бюджета РФ и Международного банка реконструкции и развития

На эти средства будут отремонтированы главный дом, два флигеля, дом садовника, оранжерея, ворота, источник «Нарцисс», колонна, обелиск Брольи, валунная ограда, парк общей площадью 310 тыс. кв. м; погреб у дома садовника, погреб у оранжереи, погреб у флигеля, памятник герою карело-финского эпоса «Калевала» Вяйнямейнену, дамбы и пирсы на острове Саммонсаари, жилой дом, пристани для лодок, главная пристань, пристань на острове Палатки, капелла, некрополь и грот медузы на острове Людвигштейн, а также паромная переправа на остров.

Завершение работ запланировано к концу 2017 года. Основная часть работ будет проведена на 35 гектарах (общая площадь парка — 161 гектар), где располагаются объекты культурного наследия.

Также здесь планируют очистить и углубить дно, чтобы к Монрепо могли без труда проходить яхты и габаритные суда. Все это делается для того, чтобы парк мог стать новой жемчужиной водного туризма. Об этом сообщал исполняющий обязанности директора парка Александр Буянов.

Ну а пока Монрепо еще не превратился в центр морского туризма, предлагаем прогуляться по этому по-настоящему волшебному месту.

Начнем нашу прогулку по пейзажному парку Монрепо с его южной части. Пройдя парковку и небольшой сувенирный магазин, вскоре увидим перед собой Главные въездные ворота. Эти деревянные усадебные ворота с резными декором выполнены в неоготическом стиле, который был популярен в Европе и России XVIII-XIX вв. Ворота были построены в Монрепо при Пауле Николаи в 1830-х годах по проекту неизвестного архитектора (есть предположение, что это был зодчий Карл Людвиг Энгель, много работавший в Хельсинки).

Парк Монрепо-моё отдохновение

Исторические ворота Монрепо были утрачены в 1950-х годах и были отстроены заново в 1980-е годы. В целом они повторяют оригинальный проект деревянных ворот с пилонами, завершенными в виде стрельчатых башенок. Однако над порталом этих ворот, в отличие от прежних, уже нет фамильного герба баронов Николаи.

Парк Монрепо-моё отдохновение

За воротами располагается касса, где можно приобрести билеты в парк, а также некоторые книги и сувениры. Напротив кассового павильона установлен стенд с картой усадебного комплекса и пейзажного парка, на которой указаны парковые объекты и отмечены современные прогулочные дорожки для посетителей.

За стендом с картой начинается уже характерный для Монрепо пейзаж с гранитными валунами, покрытыми мхом. Среди них есть настоящий гигант — камень Китайского зонтика. Лучше всего его видно зимой, а летом и осенью довольно трудно рассмотреть из-за деревьев.

Парк Монрепо-моё отдохновение

Некогда эту глыбу украшал Китайский зонтик — парковый павильон, задающий китайскую тему в Монрепо. Ориентальная экзотика вообще была очень популярна в эпоху романтизма. Китайские мотивы получили широкое распространение в Европе XVIII века, когда в пейзажных парках стали появляться павильоны в стиле «шинуазри» («китайщины»). Пауль Николаи познакомился с такими парками во время дипломатической службы в Лондоне, где ему довелось увидеть «китайские зонтики», служившие видовыми точками. Под впечатлением от увиденного он прислал садовнику чертежи аналогичной постройки для своего имения.

Парк Монрепо-моё отдохновение

Китайский зонтик Монрепо, построенный усадебным садовником Бистерфельдом, представлял собой павильон с зонтиком на вершине скалы, куда вела удобная лестница. Стоя под зонтиком, можно было любоваться видом Монрепо и Выборгского замка. Когда в 1798 году новое сооружение увидел тогдашний владелец имения, отец Пауля, Людвиг Генрих Николаи, он написал сыну: «…уже при въезде меня приятно поразил твой китайский шампиньон на большом камне. Это хорошая, умело выполненная идея». Китайский зонтик до нашего времени не сохранился и не был восстановлен.

Вернемся теперь к усадебным воротам и направимся вглубь парка, куда ведут два пути: прямая аллея и романтическая дорожка между двух небольших холмов. Обе они приведут к гранитному Льву, который находится рядом с желтоватым зданием администрации музея-заповедника Монрепо.

Парк Монрепо-моё отдохновение

Скульптура «Лев» является фрагментом памятника Независимости (Itsenäisyyden patsas), который был открыт на Петровской скале (Смоляном мысе) Выборга в день 10-летия независимости Финляндии в 1927 году на месте сброшенного с постамента памятника Петру I.

Парк Монрепо-моё отдохновение

В 1940 году памятник Независимости был разрушен, а место Льва вскоре вновь занял русский царь. Злополучный зверь был закопан на территории парка Монрепо, где его и обнаружили в 1980-х годах. Скульптура сильно пострадала во время падения, но сохранилась до нашего времени, став одним из символов современного Монрепо. Что касается здания дирекции музея-заповедника, то это бывший дом управляющего.

Если выйти снова на прямую центральную аллею, она приведет нас к самому центру Монрепо — основным историческим постройкам. Справа располагается Главный усадебный дом, а левее — Библиотечный флигель. Главный усадебный дом в своем нынешнем виде был построен при Людвиге Генрихе Николаи. Эта деревянная постройка является памятником архитектуры и главным сооружением усадебного ансамбля. Дом был построен в 1798-1804 гг. по проекту итальянца Д. А. Мартинелли (после смерти последнего в 1802 году работы завершал петербургский архитектор Александр Павлов).

Парк Монрепо-моё отдохновение

Парк Монрепо-моё отдохновениеПарк Монрепо-моё отдохновение

В 20-х годах XIX века к дому был пристроен четырехугольный портик с 4 колоннами и треугольным фронтоном. Ведущая к портику трёхмаршевая лестница во второй половине XIX в. была заменена широкой одномаршевой.

Парк Монрепо-моё отдохновение

Парк Монрепо-моё отдохновение

Главный усадебный дом был средоточием семейной и духовной жизни нескольких поколений семейства Николаи. Здесь находились Белая гостиная, Царская комната, а также кабинет и торжественная Большая зала с расписным плафоном на античные темы работы придворного художника Я. Меттенляйтера (плафон похищен в 1966-1967 гг.).

Парк Монрепо-моё отдохновение

Парк Монрепо-моё отдохновение

Вид части гостиной в усадебном доме Николаи-Пален

Парк Монрепо-моё отдохновение

Вид части гостиной в усадебном доме Николаи-Пален

Парк Монрепо-моё отдохновение

Вид части столовой в усадебном доме Николаи-Пален

Парк Монрепо-моё отдохновение

Вид части кабинета Софьи Николаевны фон дер Пален (урожд. Николаи) в усадебном доме

Парк Монрепо-моё отдохновение

Семья Николаи-Пален на крыльце усадебного дома; стоят на верхней ступеньке (слева) — граф Константин Константинович фон дер Пален — муж Софьи Николаевны (урожд. Николаи), справа — Николай Васильевич Чичерин — племянник Софьи Егоровны Николаи (урожд.Мейендорф); сидят в центре слева направо: Софья Егоровна Николаи (урожд.Мейендорф), Мария Николаевна Николаи с племянницей Еленой — дочерью фон дер Паленов — Софьи Николаевны и Константина Константиновича, Александра Николаевна Николаи, Софья Николаевна фон дер Пален (урожд. Николаи), Павел Николаевич (Пауль Эрнст Георг) Николаи; на нижней ступеньке слева направо сидят дети фон дер Паленов — Софьи Николаевны и Константина Константиновича Маргарита, Николай (Николас), Софья. 1901

Парк Монрепо-моё отдохновение

Баронесса Софья Николаевна фон дер Пален (урожд. Николаи) (в центре) с братом бароном Павлом Николаевичем (Паулем Эрнстом Георгом) и родственницей в парке имения Мопрепо

Напротив дворового фасада усадебного дома, по левую руку от нас, находится Библиотечный флигель, построенный по проекту Д. А. Мартинелли в 1800-1804 гг. Сначала в этом здании располагались комнаты для слуг и гостей, а во второй половине XIX века была устроена библиотека баронов Николаи — одна из крупнейших частных библиотек Великого княжества Финляндского. В начале XX века библиотека была передана владельцами на хранение в библиотеку Университета Хельсинки, а позднее — подарена, с условием неделимости коллекции.

Парк Монрепо-моё отдохновение

Парк Монрепо-моё отдохновение

Библиотечный флигель — это памятник деревянной усадебной архитектуры в стиле классицизма. Здание в шестнадцать окон по фасаду, с треугольным фронтоном и небольшой башенкой наверху построено в ансамбле с Главным усадебным домом и является неотъемлемой частью комплекса Монрепо. В настоящее время флигель находится в удручающем аварийном состоянии и закрыт для доступа туристов. Пока что отреставрирована лишь башенка с флюгером и заменена кровля.

Парк Монрепо-моё отдохновение

Покинув центральную часть усадьбы, выйдем на аллею со стороны главного (восточного) фасада усадебного дома и пойдем по дорожке в сторону высокой скалы с мраморным обелиском. Скала эта именуется Левкадской (Леукатской) или Левкатийской (от названия греческого острова Левкада, где поэтесса Сапфо бросилась в море из-за несчастной любви), и раньше на ее вершине стоял деревянный храм Амура. В 1827 году Пауль Николаи решил построить на месте ветхого храма обелиск из серо-зелёного мрамора.

Парк Монрепо-моё отдохновение

Обелиск братьев Броглио установлен в память о братьях жены Пауля Николаи — Александрины Симплиции (в девичестве де Бройль). Братья Александрины, князья Огюст-Сезар (Auguste-César de Broglie) и Шарль-Франсуа (Charles-François de Broglie), служили в русской гвардии (в Преображенском и Семёновском полках) и погибли в эпоху наполеоновских войн: Огюст пал под Аустерлицем (1805), а Шарль де Бройль — под Кульмом (1813). Обелиск, выполненный по проекту английского архитектора Чарльза Хиткота Тэтама, удачно вписался в ландшафт и стал одним из символов парка Монрепо. Печальный монумент также напоминал Паулю Николаи о его рано умершей супруге (Александрина скончалась в 1824 году).

Ранее в основании монумента находились еще барельефы с изображением рыцарских шлемов

Парк Монрепо-моё отдохновение

Обелиск братьям Броглио находится в очень красивом романтичном месте у Выборгского залива (бухты Защитной). Это одна из лучших смотровых площадок Монрепо. С Левкадской скалы открывается замечательный вид на пейзажи парка и спокойную гладь залива с отражениями облаков, скал и деревьев.

С одной стороны виднеется павильон под названием Чайная беседка (оригинальная беседка не сохранилась, постройка воссоздана в 2002 году), с другой — Китайские мостики, к которым мы вскоре подойдем поближе (мостики восстановлены в 1998 и 2002 годах).

Парк Монрепо-моё отдохновение

Парк Монрепо-моё отдохновение

Дальше направляемся в восточную часть парка, к Китайским мостикам. Эти горбатые мостики продолжают китайскую тему в Монрепо.

Парк Монрепо-моё отдохновение

Парк Монрепо-моё отдохновение

Китайские мостики раньше составляли единый ансамбль с деревянным павильоном Мариентурм («башня Марии»). Павильон этот был посвящен Марии Фёдоровне, супруге Павла I. Внутри сооружения стояло скульптурное изображение императрицы, а стены были расписаны в «помпеянском» стиле. С верхней площадки Мариентурм открывается живописный вид на водное пространство и скальные обрывы. Павильон, вероятно, появился в парке Монрепо еще в 1784-86 гг., но до нашего времени постройка не дошла.

Парк Монрепо-моё отдохновение

Китайские мостики были созданы по проекту Д. А. Мартинелли и появились в парке в 1798 году. Раньше мостики были разноцветными (и, возможно, с позолотой) и напоминали раскрытые веера.Оба исторических мостика были утрачены во второй половине XX века. Воссозданы они были усилиями финской ассоциации Pro Monrepos в 1998 и 2002 годах

Парк Монрепо-моё отдохновение

Первый Китайский мостик приводит нас на остров Колонны, где возвышается Колонна двух императоров. Колонна установлена в парке Монрепо в 1804 году в честь императора Павла I и его сына императора Александра I. Выполнена она из зеленовато-серого мрамора. Ранее в цоколь монумента была вмонтирована плита с латинской надписью: Caesar nobis haec otia fecit («Цезарь подарил нам этот покой»; перефразированная цитата из Вергилия). Так Людвиг Генрих Николаи отметил благодеяния двух императоров, благодаря которым он оказался в России, сделал карьеру и получил имение Монрепо в потомственное владение.

Парк Монрепо-моё отдохновение

От второго Китайского мостика идем по тропинке к «Падающему камню» — огромной гранитной глыбе, которая также является одной из достопримечательностей парка (см. карту Монрепо). Гигантский валун появился на карте Монрепо в 1840 году. Точно не известно, подвергали ли эту глыбу какой-то обработке или это творение природы.

Парк Монрепо-моё отдохновение

Так или иначе, действительно создается впечатление, что камень балансирует на обрыве скалы, чудом удерживаясь от падения.

Парк Монрепо-моё отдохновение

Теперь можно уже сворачивать обратно и направляться в западную часть парка.Слева от нас, открывается вид на скалистый полуостров Нептуна, получивший название в честь еще недавно стоявшего здесь Храма Нептуна. Исторический деревянный павильон на этом узком мысе был возведен при Людвиге Генрихе Николаи и назывался сначала Храмом Благочестия, а затем Храмом Нептуна (первоначально внутри постройки стояла скульптура римской богини Пиетас, а затем сюда была перенесена статуя Нептуна).

Парк Монрепо-моё отдохновение

Парк Монрепо-моё отдохновение

Парк Монрепо-моё отдохновение

Обветшавший храм был разобран в 1948 году и восстановлен в 1999 году по инициативе финской ассоциации Pro Monrepos. Реконструированный павильон, в свою очередь, полностью сгорел в 2011 году.

Со стороны полуострова Нептуна можно полюбоваться видом на одно из самых интересных и печальных мест парка Монрепо — остров-некрополь Людвигштайн с капеллой Людвигсбург. Пожалуй, это самая удачная в парке точка, чтобы рассмотреть это живописное сооружение на гранитной скале (помимо этого, очень хороший вид на остров открывается от дамбы, ведущей к Китайским мостикам). Напоминающая миниатюрный замок уединенная неоготическая капелла Людвигсбург была построена в 1820-х годах по проекту упоминавшегося выше по английского архитектора Чарльза Хиткота Тэтама.

Парк Монрепо-моё отдохновение

Во времена, когда имением Монрепо владел Л. Г. Николаи, этот остров было принято называть Эрмитажем или Скалой отшельника, а затем Эрихштайном (в память о трагической судьбе шведского короля Эрика XIV, дух которого, как воображал поэтически настроенный Николаи, каждую полночь бродит по острову).

Парк Монрепо-моё отдохновение

Сама же декоративная капелла с четырьмя башенками появилась на острове чуть позже, при Пауле Николаи. В 1820 году скончались оба его родителя: Людвиг Генрих Николаи и Иоганна Маргаретта Поггенполь. Они были похоронены в посёлке Сорвали, но вскоре их останки были перенесены в каменный склеп на острове Эрихштайн, и с тех пор остров стал называться Людвигштайном («камень Людвига»), в память о Л. Г. Николаи.

Парк Монрепо-моё отдохновение

Остров этот стал семейной усыпальницей рода Николаи, или «островом мёртвых» (по аналогии с известной картиной швейцарского художника-символиста Арнольда Бёклина (1880)). В склепах острова в течение долгих лет хоронили представителей этого рода. Здесь же нашел последний приют в 1866 году сам Пауль Николаи. На острове также была установлена урна (1798) в память о близком друге Л. Г. Николаи — библиотекаре и баснописце Ф. Г. Лафермьере (1737-1796) (урна не сохранилась).

Парк Монрепо-моё отдохновение

Капелла Людвигсбург и урна Ф. Лафермьеру

Парк Монрепо-моё отдохновение

В послевоенное время захоронения подвергались актам вандализма, и фамильное кладбище оказалось разрушено. Склепы членов семьи Николаи на острове Людвигштайн были опустошены и осквернены. Прах развеян, надгробных плит почти не осталось. В последние годы на острове Людвигштайн проводились некоторые ремонтные работы, но пока что восстановлена лишь надгробная плита над могилой Пауля Эрнста Георга Николаи (1860-1919), и отчасти подновлена капелла.

Остров Людвигштайн отделён от берега мелкой протокой. С 1820-х годов его соединяла с берегом паромная переправа. Для посторонних посетителей парка семейный некрополь был недоступен. В советское время паромная переправа была заменена деревянным мостом, который в конце XX века разобрали.

Парк Монрепо-моё отдохновение

Парк Монрепо-моё отдохновение

Сегодня от исторической переправы сохранились лишь ворота на островной пристани (на самом деле нынешние ворота датируются рубежом XIX-XX вв.).

Парк Монрепо-моё отдохновение

К сожалению, официально посещение острова Людвигштайн в настоящее время запрещено, хотя некоторые туристы всё же умудряются туда проникнуть: зимой по льду, а летом — на лодках.Помимо неоготической капеллы (совершенно пустой внутри) и остатков пристани, на острове Людвигштайн в настоящее время можно увидеть три сводчатых кирпичных склепа с венчающими их надгробным памятниками, а также природную расщелину (грот Медузы) и несколько каменных лестниц.

95364014

90316599

Продолжая передвигаться вдоль берега в западную сторону парка, мы подходим к так называемому источнику «Нарцисс». Небольшой павильон над источником представляет собой пример романтической садово-парковой постройки. Вода этого источника издавна почиталась у местных жителей как обладающая целительной силой.Такое название источник носил не всегда. Изначально он был назван в честь нимфы Сильмии, покровительницы парка. В тех местах существовала легенда о пастухе Ларсе, влюблённом в прекрасную нимфу Сильмию, не замечавшую этой любви. От взглядов на блестящую красоту нимфы и от горьких слёз неразделённой любви юноша ослеп. Тогда Сильмия попросила духов леса превратить её в источник, водами которого Ларс сможет излечить свою слепоту. Жертвенность истинной любви должна была по замыслу Николаи открыть людям глаза на многое из того мелкого и ложного, что было в их жизни. Но приходившие к источнику посетители чаще занимались самолюбованием, вот он и был переименован владельцем парка.

Проекты его оформления в разное время выполняли П. Гонзага (1803 г., проект не был осуществлён), А. Павлов (1807 г.(?)), О. Монферран (1820-е гг., существующее оформление). В нише павильона находилось скульптурное изображение, по одним свидетельствам, наяды, по другим — героя древнегреческого мифа Нарцисса; в послевоенное время скульптура была утрачена.

Парк Монрепо-моё отдохновение

Парк Монрепо-моё отдохновение

Парк Монрепо-моё отдохновение

В 1974 г. по проекту В. Дмитриева проводились реставрационные работы. Были восстановлены решётка (вместо чугунной – стальная с литыми элементами из алюминия) и львиная маска (автор модели – Т. Архангельская).

Парк Монрепо-моё отдохновение

Парк Монрепо-моё отдохновение

Источник «Нарцисс» является восходящим, постоянно действующим. Вода в нём относится к группе холодных пресных мягких вод, слабо минерализованных (хлоридно-сульфатная натриево-кальциевая); по уровню содержания радона – вода радоновая лечебная. Обогащение радоном связано с тем, что до выхода на поверхность вода проходит через трещины гранитных пород.

Побывавшая в Монрепо в 1829 году Анна Керн в своих воспоминаниях писала: «… в тени группы разнообразных деревьев, над источником нас ожидала замечательной красоты мраморная наяда. Проводница рассказала нам, что вода источника славится целебной силою, вкусом и свежестью; действительно, я такой вкусной питьевой воды отроду не пивала. Она холодная, чиста, как горный хрусталь, и много имеет в себе живительного». Среди посетителей парка по сей день есть примета: бросать монетки в небольшой бассейн под маской бронзового льва. Считается, что только после этого источник обретает целительную силу, и теперь уже можно умыться его водой.

Пройдя далее по тропинке,за источник,мы попадем к небольшому березовому мостику и Хижине отшельника. Это была скромная бревенчатая постройка, напоминавшая о простой благочестивой жизни, лишенной суеты. Стены ее были обиты берестой и украшены иллюстрациями на библейские темы, крышу венчала башенка с деревянным колокольчиком. Подобные постройки были популярны в парках конца XVIII века. Оригинальный павильон не сохранился: он сгорел в конце XIX века. На его месте была построена новая шестигранная хижина, которая также погибла.

Парк Монрепо-моё отдохновение

В 2012 году Хижина отшельника была воссоздана.

Парк Монрепо-моё отдохновение

Топкая тропинка со скользкими корнями, вьющимися под ногами, как змеи, проложена дальше почти параллельно берегу. Еще немного — и перед нами Грот желаний. Считается, что если внутри грота загадать желание, оно непременно сбудется.

Парк Монрепо-моё отдохновение

Миновав грот, оказываемся в царстве огромных гранитных скал. Здесь, в западной части парка, сохранилось особенно много впечатляющих каменных гряд. Среди этих скал можно увидеть живописный памятник Вяйнямейнену. Скульптура называется «Вяйнямейнен, играющий на кантеле» и изображает главного героя карело-финского эпоса «Калевала». Памятник впервые появился в Монрепо в 1831 году (что интересно, еще до выхода в свет «Калевалы»). Автором гипсового монумента стал датский скульптор Готтхильф Боруп (Gotthilf Borup).

Парк Монрепо-моё отдохновение

Парк Монрепо-моё отдохновение

В 1871 году статуя была разрушена вандалами, а два года спустя была создана новая скульптура Вяйнямейнена, на этот раз выполненная из цинка известным финским мастером Йоханнесом Таканеном (Johannes Takanen). Этот памятник также не сохранился: он был разбит во время Второй мировой войны. Нынешняя статуя является реконструкцией, выполненной в 2007 году скульптором Константином Бобковым по старинным фотографиям.

Парк Монрепо-моё отдохновение

Интересно, что ущелье, в котором стоит скульптура Вяйнямейнена, называют ущельем Святого Николая. Связано это с тем, что Людвиг Генрих Николаи мечтал разместить здесь скульптуру святого Николая, покровителя рода Николаи. Но при жизни статуя так и не была установлена. Когда же владельцем усадьбы Монрепо стал его сын Пауль, решено было поставить тут статую героя «Калевалы». При этом названием ущелья осталось прежним.

В двух шагах от памятника Вяйнямейнену находится «Конец света». Так называется место, где заканчивается историческая часть парка Монрепо и начинается лесная, «дикая» часть. Семь гранитных ступеней ведут на небольшую каменную площадку, которая и носит интригующее название «Конец света».

Парк Монрепо-моё отдохновение

На этом наша прогулка по парку Монрепо закончилась.Надеемся,Вам было интересно.

Источники: www.mishanita.ru

                    www.parkmonrepos.org

samlib.ru

Мясной №1 в Москве

Автор: КрасотаМания

3 комментария

  1. В 1960-е годы граф Николас фон дер Пален смог приехать в Монрепо и увидеть своё бывшее имение. Больше всего он был потрясён осквернением фамильного кладбища своих предков на острове Людвигштайн.

    Ответить
  2. «Военно-электротехническая Академия им. Буденного, арендующая парк «Монрепо» в г. Выборге, не приняла мер к охране и ремонту поваленного бурей в феврале с.г. «Храма Дружбы», в результате чего этот памятник расхищен на дрова»

    Ответить
  3. Парк Монрепо расположен близ Выборга на побережье бухты Защитная Выборгского залива в северо-западной части острова Твердыш .

    Ответить

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *